А.М. Юнусов. Региональный конфликтный потенциал как угроза стабильного и безопасного развития России // Конфликтология для ХХI века: наука-образование-практика: материалы Санкт-Петербургского международного конгресса конфликтологов: В 2т. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та. Т.1. С.529-534.
В последние годы проблемы предотвращения региональных конфликтов и обеспечения безопасности занимают особое место в российском общественно-политическом дискурсе. Эксперты отмечают, что «Россия как страна со сложной этнофедеральной структурой вступила в новый этап регионального строительства России».1 Это, естественно, ставит актуальные задачи по совершенствованию региональной политики в целях обеспечения бесконфликтного и безопасного развития Федеративного российского государства.
В связи со сказанным, следует подчеркнуть, что в настоящее время принимаются усилия по приданию процессам регионализации и федерализации конкретных очертаний, свойственные российскому обществу. Здесь важно подчеркнуть, что создание Федеральных округов, положительно сказалось в решении многих проблем федерализма и регионализма в России. Но вместе с тем, в какой-то мере не уменьшило, а даже увеличило конфликтный потенциал российских федеративных отношений, из-за разного политического и правового статуса субъектов РФ. В силу этих объективных причин состояние современных российских федеративных отношений, можно отметить как конфликтное.
На наш взгляд, конфликтность в сфере федеративных отношений заключается, прежде всего, в том, что эти отношения конфликтогенны по своей сути. Что мы имеем в виду. Во-первых, уникальность России по количеству субъектов федерации. В мировой практике федеративных государств, нет такой страны как Российская Федерация, которая включала бы в свой состав восемьдесят три субъекта. Во-вторых, то, что такое многообразие субъектов РФ порождает целый комплекс противоречий и конфликтов. В этом можно убедиться, если мы обратимся к анализуконфликтогенных факторов, проявляющиеся в федеральных округах и отрицательно влияющие на жизнедеятельность федеративных отношений в современной России.2 При таком подходе выявляются следующие региональные конфликтогенные факторы и опасности. Кратко рассмотрим их по всем семи федеральным округам РФ.
В Центральном Федеральном округе в качестве основного конфликтогенного фактора эксперты называют экономический фактор.При этом они фиксируют новые, не свойственные ранее ЦФО конфликтогенные факторы - в виде этнических конфликтов и обострения между старожильческим населением и с приезжими.
2.Северо-Западный федеральный округ
В этом округе много проблем развития, сходных с проблемами центра России.Северо-Западный федеральный округ в контексте региональной конфликтологии не характеризуется, по мнению большинства экспертов, каким-либо своеобразием. По мнению экспертов именно экономика (с растущим числом мигрантов) является наиболее конфликтоемкой. Сохраняется существенная база для развития конфликтных процессов в различных направлениях (коррупция, преступность).
3.Южный федеральный округ
Южный федеральный округ имеет устойчивый конфликтологический облик как территории высокий этнополитической конфликтности.Это связано с тем, что практически по всем социально-экономическим показателям ЮФО отстает от среднероссийского уровня, а ситуация постконфликтного восстановления и урегулирования отличает данный округ от всех остальных регионов РФ. При этом важно иметь в виду, что в состав ЮФО входят восемь национальных республик, которые имеют ряд внутренних проблем. Основные наблюдаемые социальные проблемы: бедность, безработица, низкое качество жизни населения.
4. Приволжский федеральный округ
Отличительной чертой рассматриваемого округа - является его полицентричность. На современном этапе в регионе, по утверждению экспертов, не существует ярко выраженных конфликтных ситуаций.Но латентные формы накопления конфликтного потенциала имеют место. В связи с этимэксперты предлагают следующую иерархию региональных конфликтогенных факторов в округе: на первом месте - экономические проблемы; на втором - внутриполитическая нестабильность; на третьем - миграционное напряжение.Например, профессор В.В.Маркин при ранжировании конфликтогенных факторов, имеющих место в округе связывает с несправедливым подходом в осуществлении региональной властью экономической политики, который в практике вызывает социальную напряженность и недовольство населения.3 Он также справедливо «акцентирует внимание на том факте, что экономическая политика региональных органов власти стала полностью зависимой от федеральных дотаций, которые выделяются произвольно и порождают всевозможные коррупционные "откаты" и другие теневые отношения, в том числе криминальные».4
5. Уральский федеральный округ
Этот округ имеет большое разнообразие социально-экономических условий регионов, входящих в состав данного округа. Он занимает второе место после Центра по объему валового регионального продукта. В УФО особенно заметны сильнейшие региональные различия экономического развития, округ уникален тем, что большинство входящих в него регионов имеют лучшее соотношение душевых доходов и прожиточного минимума по сравнениюсо средним по стране.
В настоящее время на Урале во многих отношениях спокойная обстановка без явно острых конфликтных признаков.Но, тем не менее, в регионе складывается новая конфликтогенная проблема, связанная с активизацией религиозных организаций, прежде всего Русской православной церкви.Этот факт со временем можетпривести к нарастанию противоречий между светскими и религиозными институтами, негативно сказаться на межнациональных и межконфессиональных отношениях уральского макрорегиона.
6. Сибирский федеральный округ
Регионы Сибири в последние годы проводят весьма активную социально-экономическую политику, добиваются важных результатов в области улучшения качества жизни населения, но, тем не менее, общая социальная ситуации дает тревожную картину.Значимыми конфликтогеннымифакторами для Сибири служат миграционный фактор и существенные различия в социально-экономическом положении субъектов РФ, расположенных на территории СФО.
7. Дальневосточный Федеральный округ
Самый малонаселенный округ России, занимающем при этом более трети ее территории. В целом же проблемы округа весьма остры, Так, например, цена жизни в дальневосточных регионах выше, чем в европейской части РФ. Прожиточный минимум в Центральной России ниже, чем в дальневосточном крае, и этот факт подтверждается официальными данными. Так, если на конец 2008 года прожиточный минимум в Воронежской области равнялся 3тыс. 410 руб., в Ивановской - 3тыс. 459 руб., в Рязанской - 3 тыс. 553 руб., в Краснодарском крае – 3 тыс. 678 руб., то в Еврейской автономной области прожиточный минимум дороже почти на 1тыс. руб. или 4 тыс. 484 руб.. в Приморском крае – 4 тыс. 487 руб., в Хабаровском - 5 тыс. 532 руб.
В субъектах, входящих в ДФО растет заболеваемость социально значимыми болезнями, низка ожидаемая продолжительность жизни, сокращается численность жителей, как за счет миграционного оттока, так и за счет сверхсмертности. Слабая заселенность территорий - главный конфликтогенный фактор, проявляющий себя в Дальневосточном регионе. Если в целом обратиться к логике нарастания конфликтного процесса в ДФО с точки зрения экспертов, то они объясняются следующими причинами: отстраненной позицией государства по отношению к региону; слабостью региональных властей в управлении социально-экономическими, политическими и социокультурными процессами.
Таким образом, проведенный нами краткий анализ по Федеральным округам Российской Федерации показывает, что, во-первых, федеративные отношения требуют использования конфликтологической парадигмы для своего анализа; во-вторых, каждый конкретный федеративный округ имеет свои не только специфические противоречия, но и общий основный круг противоречий, приводящих к различным видам конфликтов; в-третьих, использование конфликтологических методов и подходов способствует разрешению конфликтогенных проблем, естественно, возникающих в сфере федеративных отношений, а также создает прочные методологические основания для разработки эффективных методик и механизмов в вопросах обеспечения безопасности России.
Нам представляется, с учетом сказанного можно сделать следующие выводы.
Первый. Перед современной Россией стоит масса серьезнейших проблем, каждую из которых в большинстве развитых стран сочли бы национальным бедствием. Социальное неравенство достигло угрожающего уровня. Сейчас как никогда раннее, нужна консолидация общества и выработка главных стратегических целей развития российского общества.
Второй. Сегодня недостаточно лишь умения адекватно реагировать на возникающие угрозы безопасности и стабильности. Устойчивое развитие России в решающей степени зависит от того, насколько верно мы поймем природу cyществующих угроз, своевременно выявим их источники и взаимосвязь, определим и эффективно используем условия сохранения стабильности в обществе.
Третий.В каждом регионе Российской Федерации проблемы обеспечения безопасности носят далеко не абстрактный характер. Угрозы исходят от того, что каждый из регионов хочет соблюдать свои интересы, так как у каждого региона свои особенности, свои источники угроз и факторы сохранения безопасности. Нерешенность и запущенность проблем любого региона способны вызвать цепную реакцию по всем стране и эта тенденция становится все очевидней с каждым днем. Об этом свидетельствуетспецифика протекания кризиса, в различных регионах России. Здесь важно подчеркнуть, что основная нагрузка в этих условиях в решении социальных проблем лежит на региональных властях, которые должны реализовывать мероприятия, обеспечивающие на всей территории страны общенациональные стандарты жизни с учетом территориальных особенностей условий проживания человека. Однако следует отметить, что в реальной жизни это не так. В качестве примера отметим, как во Владивостоке в силу обозначенной реальности востребована идея регионального патриотизма, который может перерастать в сепаратизм. Есть реальная возможность того, как уже показал Владивосток, что будут возникать региональные патриотизмы не одного региона, а макрорегионов – дальневосточный патриотизм, сибирский патриотизм и так далее. Для Дальнего Востока одна объединяющая тема уже есть - новые пошлины на иномарки. Поэтому дальневосточные проблемы могут быть решены только в русле новой, общероссийской политики.
Но вот проблема как в настоящих условиях их решать, если, скажем, мэры городов враждуют с губернаторами областей, даже в пределах одной области? А у российских граждан на практике оказывается разные права, неодинаковые возможности, в том числе те, что гарантированы законом.
Четвертый. Потенциально основную угрозу безопасности России несут региональные и локальные конфликты, которые могут в последствии трансформироваться в сепаратизм внутри государства. Особенно, если такого рода противостояния становится мощным инструментом политического воздействия в руках региональной бюрократии и криминаладля сохранения и зашиты собственных интересов и зон влияния или изменения в своюпользу. Как показывает практика, в каждом российском регионе есть два-три человека, которые решают все. Часть из них живут в Москве.
Пятый. Специалисты считают, что важное значение имеет структурирование показателей региональной безопасности пофундаментальным сферам ее общественной жизни. Они считают, что уровень безопасности измеряется через защищенность региональной общности от специфического типа рисков, а именно от рисков, способных подорвать ее экономическую, политическую,административно-управленческую социокультурную целостность.
Шестой. Нужно четко определить теоретическую концепцию региона. Сейчас такой концепции пока нет, ибо полностью поменялась смысловая нагруженность понятия «регион». Если на протяжении всего советского периода российской истории регион понимался прежде всего как единый народнохозяйственный комплекс страны, характеризующийся определенным экономико-географическим положением, территориально-хозяйственным единством и т.д., то к середине 1990-х гг. устанавливается достаточно ясное понимание термина «регион» прежде всего как субъекта федерации - со всеми социокультурными и социополитическими экспликациями, которые заложены в понятии «федерация» и «федерализм».
Разработке теоретической концепции, «региона», призвано способствовать методологическое применение конфликтологического подхода, который дает возможность различать латентные и актуализированные формы в региональных конфликтах, лучше знать потенциал изучаемых регионов.
В заключении также хотелось бы подчеркнуть, что изучение субъектов Российской Федерации с позиций конфликтологического подхода во многом будет способствовать созданию социальной модели российских регионов.
Примечания
1.Авксентьев В.А., Дмитриев А.В. Конфликтология: базовые концепты и региональные модели. - М.: Альфа-М, 2009. С.5-6; См. также Михайлов B.А. Этноконфессиональный ресурс укрепления российской государственности // Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития: Материалы международной конференции. Москва, Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации, 13-16 сентября 2007 года. - М.: Изд-во РАГС, 2008; Авксентьев В.А., Григорьева Г.Д., Дмитриев А.В. Региональная конфликтология: экспертное мнение. – М.: Альфа-М, 2007; Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Выпуск 22 Региональные конфликты: моделирование, мониторинг, менеджмент. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2007 и др.
2.См.: А.А. Иванченко. Принципы системного развития и особенности России// Центральный институт системного развития государства, бизнеса, человека. М.: 2006. - 24с.; Регионы России: цели, проблемы, достижения // Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2006/2007. М., 2007. С.10-121; Беляева Л.А., Лапин Н.И. Рамка для социокультурного портрета региона // Региональная социология в России. - М.: Экслибрис-Пресс. 2007. С.71-91; Маркин В.В., Нелюбин А.А. Социальное моделирование российских регионов в дискурсе региональной идентификации // Социальные модели регионов России и инновационный фактор их устойчивого развития. Сборник материалов. Издание Совета Федерации. М, 2007. С.140-151.; Маркин В.В., Нелюбин А.А. Социальное благополучие регионов: преодоление диспропорций в уровне и качестве жизни населения //Основные направления диспропорций социально-экономического развития регионов России. Сборник материалов. Издание Совета Федерации. М, 2008. С. 67-84; Авксентьев В.А., Дмитриев А.В. Конфликтология: базовые концепты и региональные модели. - М.: Альфа-М, 2009.- 119с. и др.
3.В.А. Авксентьев, Г.Д. Гриценко, А.В. Дмитриев. Региональная конфликтология: концепты и российская практика. - М.: Альфа -М, С.92.
4. Там же. С.95.