Противодействие экстремизму и обеспечение социальной безопасности

on Четверг, 29 Октябрь 2015. Posted in Статьи и Доклады

А.М. Юнусов. Противодействие экстремизму и обеспечение социальной безопасности // Экстремизм и национальный вопрос в России /материалы международного научно-практического семинара/ Комитет Государственной Думы Российской Федерации по безопасности, НО «Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд». М.:   «Издательство НААФ», 2009. С.130-140.

  

    Рост экстремизма в современной России представляет серьезную угрозу стабильности, устойчивости и безопасности российского. Поэтому в нашем многонациональном и поликонфессиональном обществе идет настойчивый поиск новых и эффек­тивных мер противодействия экстремизму.

     Примером сказанному может служить проведенный 22 апреля 2009 г. Общественной палатой Российской Федерации форума «За гражданское согласие – против нетерпимости и экстремизма». В работе форума приняли участие видные общественные деятели, ученые, представители национальных, этнокультурных и молодежных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления. В рекомендациях форума справедливо отмечается, что «нетерпимость, экстремизм и основанное на  них насилие представляет угрозу для мирной жизни российского общества и его развития, подрывают принципы демократии и приводят к нарушению прав человека, … в  российском обществе существуют разные формы нетерпимости и экстремизма, которые имеют негативную динамику в современных условиях. Число насильственных преступлений на почве ненависти, несмотря на заметную активизацию правоохранительных органов, не уменьшается. Они становятся более жестокими и опасными».

       Приведенные констатации форума указывают на высокую востребованность научной разработки проблем противодействия экстремистским проявлениям в России. Во весь рост встаёт необходимость всестороннего и глубокого изучения условий возникновения и закономерностей развития экстремизма в ХХI веке,  степени его влияния на процессы развития гражданского общества, государственные структуры, и социально-политическую обстановку в стране в целом.

         В связи с этим следует подчеркнуть, что перед научной общественностью и всеми, кто занимается вопросами противодействия различным формам экстремизма стоят большие и ответственные задачи по нахождению эффективных механизмов в борьбе с этим социальным злом и минимизации его последствий. Нам представляется, что проведение специальных исследований по проблемам  экстремизма имеет значение не только для обеспечения государственной безопасности и сохранения социально-политической стабильности в стране, но и выживания демократического пути развития Российской Федерации как такового. Здесь также хотелось бы отметить обеспокоенность,  высказанную Московским Бюро по правам человека. В подготовленной этой правозащитной организацией аналитическом докладе в виде отдельной книги отмечается, «что в России осуждение идей национализма и ксенофобии пока не получило широкого распространения. Не существует единого фронта, в рамках которого здоровые силы общества объединились бы против этого опаснейшего явления. За последние 10-15 лет неоднократно предпринимались попытки сплотить известных политиков, ученых, деятелей культуры и искусства в коалицию, которая поставила бы заслон распространению ненависти и вражды в нашей стране, однако эти инициативы не получили сколько-нибудь заметного продолжения».В ней  же мы находим  сведения о нападениях и убийствах  людей на почве национальной ненависти и вражды. Приводятся такие  фактические данные: «за период с января по 30 декабря 2008 г. было зафиксировано не менее 293 нападений на почве ксенофобии, итогом которых стали 122 погибших и не менее 380 пострадавших». Следует подчеркнуть, что ситуация в обществе и впрямь сложная и тревожная. На мой взгляд, в этом вопросе она близка к критической. Поэтому не следует испытывать пока еще пассивное терпение большинства российских граждан к этому сугубо негативному социальному явлению, а принимать самые решительные и жесткие меры по искоренению проявлений ксенофобии, национализма, терроризма и иных форм экстремизма.

          К этому нас призывают и высшие руководители страны. В своих выступлениях Президент России Д.А.Медведев и Председатель правительства В.В.Путин постоянно подчеркивают о необходимости усиления внимания борьбе с экстремизмом и национализмом, решительным образом пресекать любые формы ксенофобии, расизма и антисемитизма.  Так, например, 6 сентября 2009 года принят Указ Президента России о создании в МВД РФ подразделений по противодействию экстремизму и обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите, на основе подразделений по борьбе с организованной преступностью и противодействию экстремизму.

          Однако считаю, что не следует поддаваться социальным иллюзиям и представлениям, что проблемы, связанные с проявлениями экстремизма в российском обществе можно решить достаточно быстро радикальными методами. Чтобы победить этот социальный  недуг, или хотя бы минимизировать опасность экстремистских проявлений, одних административных и силовых усилий недостаточно.

         Первостепенное значение здесь должно уделяться процессам образования, обучения и воспитания через все государственные и общественные организации российского общества. Причем образование и обучение должно основываться на получение знаний о со­циальной природе экстремизме и таких его проявлениях как ксенофобия, национализм, терроризм и т.д. в полном согласии с теоретическимизнаниями. Наши познания в этой области должны опираться на фундаментальную науку, а она, как известно, учит рациональному познанию и мышлению.Именно рациональное познание является неотъемлемой частью всех знаний.

         Таким образом, тема современного экстремизма – это тема, которая вызывает не только теоретический инте­рес, но и вполне практическую потребность разобраться в социальной сущности этого явления, в его ха­рактерных чертах и конкретных особенностях, ибо    современная Россия оказалась перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. И это в условиях, когда в стране нет системы идей, идеологии, которая сплотила бы общество. Поэтому очень важно не оказаться экстреми­стом не по своей воле.

        Социально-гнесеологические основы  понимания экстремизма

     Феномен «экстремизм» является одним из древнейших социальных  явлений человечества  и известен  как форма  дав­ления на человека и общество, и средство, дающая возможность для приобретения определенных материальных  и иных преимуществ, а также достижения заветной целей любыми путями.

       Экстремизм (от лат extremus - крайний) в самом общем виде характеризуется как при­верженность к крайним взглядам и действи­ям, радикально отрицающим существующие в обществе нормы и правила. Следовательно, под экс­тремизмом можно понимать стремление решать проблемы путем, выходящим за рамки, установленные демократией, как правило, с применением насилия.

       Следует отметить, что в литературе принято экстрмизм рассматирвать как правый и левый. Правый экстремизм ори­ентируется на национальные ценности, доводя их до абсолюта и противопоставляя свою нацию другим нациям. Для экстремизма этого толка характерна опора на национальные политические доктрины, идеи национальных деятелей прошлого и т.д. Правый экстремизм активизируется на непродолжительное время, в периоды наибольшей угрозы со стороны левых сил. Особенно это наглядно проявляется в действиях националистически хулиганствующих молодежных группировок. В отличие от обычных групп подрост­ков, совершающих противоправные дей­ствия в виде хулиганства или вандализма с одной лишь «развлекательной» целью, несколько отдельно стоит экстремистски настроенная молодежь, получившая название «скинхеды», которая осуществляет схожие по форме выше приведенные действия,  но уже, связывая их с определенной идеологией. Но вместе с тем назвать их в полном смысле экстремистскими будет не совсем точно.

        Поясним свою мысль. Движение скинхедов носит преимущественно стихийный характер, а их действия используют диффузные  формы  насилия: погромы,  драки, избиенияи т.п.  Скинхедовская  агрессивность по своим действиям близка к проявлениям политического экстремизма, но не тождественна ему. Такой точки зрения придерживается  Л.Д.  Гудков. На мой взгляд, автор здесь прав, ибо  как он отмечает, что «отличительная особенность состоит в том, что у скинхедов нет политической организации, внутренней организации. Как только такая появится, мы будем иметь радикальную нацистскую фашистскую или какую-то еще организацию, которая будет использовать насилие».

        Левый экстремизм ориентируется на социаль­ные ценности, на провозглашаемую социальную справедливость и намеревается добиваться их претворения в жизнь путем «классовой борьбы» против «буржуев», «капиталистов», «империалистов», «олигархов» и т.д. Мишенью для экстремизма данного вида являются представители бизнеса, государственные чиновники и сотрудники правоохранительных органов, сотрудничающие с правительством независимые специалисты (экономисты, юристы, журналисты) и т.д. Левый экстремизм активизируется тогда, когда происходит обострение внутренних кризисов. С учетом этого обстоятельства,  важно иметь в виду, что в ближайшие 1-2 года финансово-экономический кризис в России не закончится. Соответственно, неизбежно будет обостряться кризис культурный и политический, создавая новые угрозы и опасности для всплесков обеих видов экстремизма. Не исключается резкая активизация левого экстремизма.

       Именно поэтому важно, в целях усиления работы в обществе по противодействию  экстремизму,  определиться  с вопросом: какая из классических форм экстремизма преобладает, сегодня в российском социуме. Если исходить из реальных фактов и статистических данных, фиксирующие  экстремистские проявления в современном российском обществе, то, они, на мой взгляд, носят преимущественно правый характер.

        Давая общую характеристику экстремизму следует подчеркнуть, что, во-первых, его социальной базой выступают маргинальные слои, представители националистических, религиозных движений, недовольные существующей политической реальностью интеллигенция, молодежь, студенчество, военные. Во-вторых, экстремизм не является четким и единым феноменом. В-третьих, являясь субъективным, термин «экстремизм» не имеет общепринятого определения. В-четвертых, главной чертой экстремизма, по мнению многих уче­ных, является, то, что его положения и выводы резко противо­речат нормам и ценностям, принятым в данном обществе, и идут вразрез с ними. В-пятых, по направленности выделяется экстремизм экономический, политический, националистический, религиозный, экологический, духовный и др.

      Кроме того к  характерным чертам экстремизма можно отнести так называемый «черно-белый взгляд» на мир, то есть категоричное деление всего на «хорошее и плохое», «добро и зло», «кто не с нами – тот против нас» и т.д. Другая выразительная черта экстремизма – призыв к активности и действию, часто к агрессивной деятельности. При этом среди лидеров экстремистских группировок и организаций преобладает мнение, что именно насилие принесет желаемый результат. И самое опасное то, что, согласно, исследованиям ученых, молодежь до 30 лет остается основной силой (75%) внутри экстремистских организа­ций.

       Министр МВД России Р.Г. Нургалиев  в этой связи отмечал, что на сегодняшний день под профилактическим контролем милиции находится около 150 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью до 10 тыс. человек, начиная от футбольных фанатов до хорошо организованных структурированных формирований ультралевой направленности, имеющих  идеологические секторы и боевые отряды.

         В настоящее  время  усиливаются  угрозы, связанные с проявлениями экстремизма политического характера.  

         Важное методологическое значение в противодействии экстремизму имеет его социологическое определение. Так, ученые Института социологии РАН формулируют данный термин следующим образом: «экстремизм, с социологической точки зрения, та цена, которую приходит­ся платить обществу и государству (как главному социальному институту) за несовершенство своих взаимоотношений с общностями, за свою неспособность устанавливать консенсуальные отношения с общностями, за свой эгоизм, выраженное или скрытоестремление подчинить своим государственным инте­ресам интересы общества в целом и отдельных его общностей». Из данного определения видно, что российское общество сейчас находится в промежу­точном социальном состоянии, характеризующейся неустойчивостью общественного развития. Оценивая эту ситуацию, следует  подчеркнуть, что в массовом сознании и поведении накапливается недовольство, которое обостряется на фоне не решенных экономических и социальных проблем. Именно эти тяжелые социально-экономические обстоятельства генерируют напряженность в российском обществе.

        Таким образом,  в результате  названных причин и ряда других, наблюдается опасность еще большего возрастания агрессивности и экстремизма на фоне,  усиливающейся фрустрации и атомизации общества, особенно в  такой ее части как молодежная среда.

         Предотвращение  экстремизма в молодежной среде

         Нарастание проявлений экстремизма  в среде молодежи при отсутствии молодежной политики безгранично опасно для нормального функционирования общества. Надо сказать, что российская молодежь в целом разрознена на молодежные организации. Под свое крыло партия «Единая Россия» взяла молодежную организацию «Наши», в которую вступает «золотая молодежь», в основном из богатых и обеспеченных семей. Партия «Справедливая Россия» формирует свою молодежь, и таким образом действуют все остальные партии. Как видим, власти занимаются собственной политикой, но никак не думая о молодежной политике в целом.

         В этой связи особо подчеркнем, что остро проявляется нетерпимость молодежи, когда происходит деление молодого поколения на «наших» и «ненаших», любимчиков и нелюбимчиков, когда для каждого устанавливаются свои социальные границы. Поэтому первостепенную роль в нашем обществе должна играть социальная политика, более конкретно – молодежная политика, определяющая процессы социализации молодого поколения.  Допускается серьезная ошибка, когда государственные деятели протягивают «политические руки» к молодежи, чтоб расколоть ее и использовать в своих « политических играх». Как результат, молодежь оказывается в водовороте не присущих для ее возраста дел. На неё обрушивается черный пиар, который оболванивает неокрепшие  души детей и подростков. 

         Осуществление на практике вышеописанной «молодежной  политики»  привело к тому, что в  современном российском обществе существуют различные молодежные  организации. Специалисты, занимающиеся проблемами молодежи России, отмечают, что  сегодняшние молодежные организации можно разделить на три категории.  Коротко охарактеризуем каждую из них. Так, например, первая категория является аналогом, точным слепком  «оранжевых» структур типа «Кмары» в Грузии, «Поры» в  Украине и т.д. Они позиционируются вполне определенно, ориентированы на антипрезидентскую оппозицию и финансируются опальными олигархами и западными фондами. К таким организациям относятся  молодежное «Яблоко»,  молодежный СПС, «Гражданская оборона» и ряд других молодежных объединений с деструктивной ориентацией.

       Вторая категория – консервативные молодежные движения. В первую очередь, нашумевшие «Наши». «Наши» – это серьезная стратегия власти для отражения угрозы, с которой аналогичные режимы в СНГ не справились и жестоко за это поплатились. «Наши» – изобретение высшей политической элиты. Об этом свидетельствуют постоянная поддержка со стороны высших государственных чиновников этой молодежной организации. 

        Третья категория – полностью деполитизированная молодежь, которая не может не заметить поднимающегося вокруг нее ажиотажа и постепенно осознает свою ценность и значимость, особенно по контрасту с тем, что еще вчера она  вообще никому не была нужна. Отсюда вполне можно ожидать самых экстравагантных инициатив и неожиданных предложений, которые будут предложены на рынок сетевых молодежных проектов. 

       Как относиться к этому явлению? Конечно, следует понимать, что оно носит в целом совершенно инструментальный характер и в основе его лежит чисто прагматическая задача – добиться конкретного политического результата в конкретной исторической ситуации. Ни властям, ни их оппонентам молодежь сама по себе совершенно не нужна. Но в данной ситуации именно в этом сегменте лежит тот фактор, который способен существенно повлиять на политические процессы в сложнейшей переходной ситуации, где сходятся воедино геополитические закономерности, экономические интересы и смена исторических систем.

       Исходя из сказанного, считаем крайне важным при организации процессов образования и воспитания молодежи, учитывать не только объективные факторы общественной жизни, но и сам тип личности. Следует поэтому обращать внимание и на необходимость учета в воспитательном процессе существующих трудностей социализации молодежи по факту наличия  различных типов личностей.

          Науке и практике с учетом сказанных особенностей известна следующая типология: а) гармонический тип личности. Отношение вокруг такой личности складываются нормальные и толерантные. Действия человека этого типа характеризуются уважительным подходом к институту вла­сти, существующим порядкам в обществе, государственному устройству, а также стремлением к выполнению своих гражданских обязанностей и т.д.; б) гегемонистский тип. Человек этого типа характеризуется резко критическим отноше­нием к любым социальным порядкам, политическим системам, властям, кроме тех, которые предлагают­ся им. Этот тип претендует на особую роль своей собст­венной персоны в общественно-политической жизни общества, в оценке всего происходящего; в) плюралистический тип. Это демо­кратическая личность, которая признает равноправие в обществе, считается с мнением других граждан и готова из­менить свои общественно-политические взгляды, оценки, если оши­бочность их будет доказана; г) конфликтный тип. Он тяготеет к разжиганию противоречий в обществе, коллективе, к созданию различного рода враждующих  группировок  в целях достижения своих интересов и целей; д) конъ­юнктурный тип. У людей этого склада общественно-политические взгляды и поведение всецело зависят от ситуации, к которой человек приспосабливается для обеспечения своих корыстных ин­тересов. Самая отличительная черта этого типа – беспринципность, конформизм, продажность и т.д.

         Следует также процесс образования и воспитания соотносить с существующими мотивами участия личности в частной и общественной жизни. В политологии и социологии имеются теории, изучающие мотивы участия личности в различных сферах жизнедеятельности, знание которых важно учитывать в процессах образования и воспитания.  В целом можно выделить следующие  типы мотиваций: прагматическую; мотивацию, обу­словленную желанием приобщиться к историческому процессу; бескорыстную мотивацию;  групповую мотива­цию и т.д.

          Исходя из сказанного, считаем крайне важным при организации процессов образования, обучения и воспитания молодежи использоватьновые организационные структуры и механизмы работы с молодежью. Однако в настоящее время в российском обществе нет стратегических целей, объединяющей и консолидирующей идеи, которые сплотили  бы не только молодое поколение, но и все слои общества в  целом.   В результате в стране острой научной проблемой обозначилась проблема укрепления социальной безопасности России.

         Обеспечение социальной безопасности

       Становится все более очевидно, что ХХI век должен стать «веком безопасности». И не только для России, находящейся в глубочайшем системном кризисе и в значительной степени не готовой к новым опасностям и угрозам, но и для мира в целом. Выработка механизмов обеспечения национальной и международной безопасности является основой самосохранения. Народ, не создавший надежной системы безопасности, не имеет шансов на выживание в новом веке.

        Острой научной проблемой обозначилась проблема укрепления  социальной безопасности с одновременным формированием чувстваобщенациональной российской идентичности у граждан Российской  Федерации.

       В этой связи важно подчеркнуть, что Россия не сможет стать конкурентоспособной страной, чем-то единым в глобализирующемся мире, если у людей не будет сформировано чувство гражданственности и государственного патриотизма, если ее народ не сплотится вокруг значимых и перспективных целей, достойных великой державы.

         Насколько важна работа по привитию чувства  гражданственности  и сопричастности каждого россиянина к своей стране, истории, традициям и т.д. говорят удручающие факты, отмеченные в отдельных проведенных социологических исследованиях, в  которых отмечаются, чтодаже тема возможного распада России отнюдь не воспринимается многими российским гражданами как ката­строфа. Реакции опрошенных отличает скорее апатия. Они явно не осознают свою гражданскую роль. Подобное относится и к политически нейтральным, и к пассивным, и к ангажированным гражданам.

        Что же касается проблемы «социальной безопасности», то она до сих пор не получила достаточного внимания в отечественных исследованиях. Она еще не стала широ­кой общественной проблемой, не получили должного развития. Практически от­сутствуют исследования социальной безопасности в политологии, не со­всем оправдано отсутствие конфликтологического анализа социальной безопасности. Социальная безопасность рассматривается либо в контексте социального измерения безопасности, либо в контексте социальных последствий экономической безопасности, либо в системе националь­ной безопасности, либо в контек­сте глобализации, либо в контексте положения различных демографических и профессиональных групп населения  в стране и т.д.

        Следует отметить, что проблема социальной безопасности не изучена и с точки зрения социологической теориитогда как только на основе социологических составляющих можно получить достоверные и полные представления о сущности безопасности как социального явления, которые могут быть положены в основание концепции национальной безопасности в виде социологической теории, вопреки представлениям господствующей сегодня «психологической» версии теории безопасности.

         Мне представляется правы те авторы, которые считают, что «психологическая» версия теории безопасности не дает адекватного, полного осознания защищенности интересов субъекта от угроз, и  описание знаний в терминах «угроза», «вызов», «защищенность» - это, по сути,психологическое описание, и что в основу теории безопасности, таким  образом, положено «чувство-оценка» - понятие содержательнопредставляющее собой нагромождение эмоций.  Вместе с тем другие авторы подчеркивают, что «в настоящее время новый импульс приобрела познавательная традиция, признающая важность и самоценность роли эмоций в социальной жизни. Особого внимания социологов удостоены эмоции беспокойства, трево­ги и страха. Предпринимаются попытки не только социологически осмыслить, но и измерить данные явления. Эмпирическое изучение беспокой­ства, тревоги и страха осуществляется в рамках двух подходов: реалистичес­кого, (или объективистского) и конструкционистского».

   Следовательно, для получения полного представления о содержательной стороне понятия «социальная безопасность» большое методологическое значение имеют названные здесь подходы.  

            В заключение, можно сформулировать главные выводы:

     1.В стране стремительно нарастает латентная составляющая социальной напряженности, а внешнее спокойствие и политическая апатия основной массы населения обманчиво.

     2.В российском обществе наблюдается накопление отрицательных эмоций среди граждан, а кажущуюся стабильность в стране не следует принимать за выражение того, что люди смирилась со своей нынешней участью жить в бедственном положении, адаптировались к ней и готовы признать нормой сложившееся положение вещей.

     3. Люди атомизированы: партиям и профсоюзам не верят и не поддерживают их.

    4. Отсутствие внятной молодежной политики отрицательно сказывается на самочувствии молодого поколения россиян: молодежь, в своей основной массе, выглядит крайне аполитично, большинство из них развивается в духе космополитизма и ориентируется на западную систему ценностей, нередко забывая о своих исторических корнях.

   5. Современная российская система образования и обучения  на всех уровнях не занимается вопросами морально-нравственного и культурного воспитания молодежи, формированием таких качеств личности, как патриотизм, веротерпимость, толерантность, чувство товари­щества, а это прямой путь к  развитию социального экстремизма и снижения порога социальной безопасности.

Leave a comment

You are commenting as guest.

Go to top